Графические признаки насилия в изобразительной продукции взрослых
Психологическая помощь в кризисных ситуациях Добавить комментарийОпределенные особенности изобразительной продукции взрослых могут указывать на высокую вероятность насилия, перенесенного ими в детстве или в разные периоды последующей жизни. Следует, признать, что в зависимости от момента совершившегося насилия и действия защитных механизмов, психотравмирующие обстоятельства и связанные с ними переживания могут в той или иной степени подвергаться вытеснению или искажению. В некоторых случаях лишь в определенный момент психотерапии, благодаря ослаблению защит или вследствие переживания психического регресса прошлый опыт может быть актуализирован и отреагирован в той или иной форме.
Во многих случаях жертвы насилия стараются скрыть психотравмирующие обстоятельства из-за страха нежелательных для себя или насильника (если он является близким человеком) последствий. Известно, что лишь третья часть случаев сексуального насилия предается огласке, но еще меньшая часть их становится предметом расследования. Нежелание жертв насилия заявлять о пережитом вызвало необходимость использования таких косвенных индикаторов, которые могли бы указать на негативный опыт. По мнению Спринг, травматичный опыт сексуального насилия может выражаться в создаваемых клиентами визуальных нарративах (повествованиях) как своеобразных «закодированных посланиях» (Spring, 1985, 1986, 1988). Рисунки являются тем символическим языком, с помощью которого этот опыт может быть отреагирован и проработан.
Знакомство с арт-терапевтическими публикациями, посвященными работе со взрослыми – жертвами сексуального насилия и нахождению его графических индикаторов, позволяет говорить о том, что эта тема затрагивалась начиная с Наумберг (Naumburg, 1958). Систематическое изучение графических признаков перенесенного сексуального насилия стало активно проводиться в США и некоторых других странах, начиная с 1970-х годов. Оно было связано с желанием специалистов определить графические признаки, которые могли бы служить своеобразными ключами для раскрытия вытесненного травматичного опыта. Исследования основаны на анализе спонтанной или создаваемой на основе применения определенных инструкций и стандартизованных графических методик изобразительной продукции жертв сексуального насилия.
Так, исследование графических признаков перенесенного сексуального насилия проводилось в США Спринг, начиная с 1970-х годов. Она провела анализ около 6000 рисунков, созданных более чем 2000 испытуемыми, являющимися жертвами сексуального насилия. Сравнивая рисунки женщин, перенесших однократный или многократный опыт сексуального насилия, с рисунками, созданными людьми без подобного опыта (контрольная группа), она выделила ряд визуально-графических признаков сексуального насилия. Эти признаки она связала с поведенческими и психофизиологическими эффектами психической травмы и вызванными ею защитно-приспособительными реакциями.
Хотя было выявлено много графических признаков сексуального насилия, наиболее часто встречающимися оказались лишь два. Одним из них являлось стилизованное или искаженное изображение глаз. В качестве другого признака выступали треугольники или угловатые формы, так называемые клиновидные формы (edged forms). Определяя проявление графических признаков сексуального насилия на разных этапах процесса терапии (арт-терапии), Спринг удалось выявить их постепенную редукцию, отражающую ослабление или полное исчезновение симптомов дистресса.
Посредством использования техники визуального диалога (Spring, 1978), позволяющего создать связные автобиографические повествования, ею был определен художественно-символический язык, характерный для жертв сексуального насилия. Сравнивая две клинические группы (женщины с однократным и многократным опытом сексуального насилия) с контрольной группой, она обратила внимание на отсутствие в изобразительной продукции женщин из контрольной группы вышеназванных графических признаков.
Уже в начале исследования Спринг стала применять технику визуального диалога. Эта техника впервые использовалась в момент поступления женщин для прохождения курса терапии и в дальнейшем неоднократно повторялась на разных этапах лечения. Женщинам предлагалось создать серию из пяти рисунков на определенные темы, позволяющих определить их отношение к себе, другим людям и миру. Статистический анализ разных признаков, связанных с созданием этих рисунков, дает основание считать технику визуального диалога валидной и способной подтвердить обратное развитие симптомов психической травмы, связанной с сексуальным насилием.
Изобразительная продукция, создаваемая с самого начала вплоть до середины курса терапии, согласно данным Спринг, характеризуется частым присутствием графических признаков насилия. Середина курса является своеобразной кульминацией, где символическое проявление травматичного опыта становится наиболее ярким и отражает его актуализацию в настоящем. Рисунки, созданные в этот период, являются своеобразным «портретом травмы» (Spring, 2001). При этом авторы рисунков, как правило, оказываются способны выразить пережитый ими травматичный опыт как в визуальной, символической форме, так и вербально.
По мере выражения травматичного опыта и установления над ним контроля, клиенты обнаруживают ослабление симптомов дистресса и постепенное исчезновение графических признаков насилия. Сравнение рисунков, начиная с середины вплоть до окончания курса лечения, позволяет подтвердить клинические наблюдения, указывающие на достижение ремиссии и готовность к терминации, что становится возможным благодаря проработке и интеграции травматичного опыта. Графические признаки насилия постепенно исчезают, и изобразительная продукция участниц лечебной программы становится практически ничем не отличимой от продукции участниц контрольной группы.
Клиновидные формы
Треугольные, угловатые формы, как правило, символизируют действие или движение. Они могут быть единичными или множественными, накладываться друг на друга, пересекать все пространство рисунка, либо располагаться параллельно друг другу. Пересекающиеся линии также могут передавать растерянность и создавать кластеры клиновидных элементов.
«Клиновидные формы могут выражать поведенческие реакции, связанные с посттравматическими эффектами, в частности, реакции, связанные с переживанием угрозы. Такие формы нередко изображаются в красном или черном цветах. Красный цвет может накладываться на черный, выражая гнев, который стремится подавить переживание угрозы. Такие формы также могут выражать чувства страха, раздражения, растерянности и конфликта. Авторы рисунков с изображением клиновидных форм, комментируя свою продукцию, нередко связывают эти формы с травматичным опытом ПТСР» (Spring, 1988,1993,2007).
Изображения глаз
В рисунках часто встречаются стилизованные, искаженные изображения глаз. Они нередко дополняются изображением слез, как правило, синего цвета, а также бровей клиновидной формы. Изображения глаз могут быть единичными, либо составлять группы или быть рассеянными по всему пространству рисунка (Spring, 2007). Изображения обычно не накладываются друг на друга, но могут накладываться на другие формы. Такие изображения указывают на эмоциональные реакции на травматичные события, переживание чувства вины, которые могут быть осознанными или не осознанными. Такие изображения также могут символизировать переживание греховности и наказания, религиозные представления, созерцание и наблюдение, а также восприятие себя в качестве объекта наблюдения, печаль и скорбь (Webbick, 1978). Жертвы насилия часто признают связь таких изображений с переживанием эмоциональных последствий травмы (Spring, 1988,1993).
Сочетание клиновидных форм и изображений глаз
В одном рисунке могут сочетаться клиновидные формы и изображения глаз, отражающие комплекс психофизиологических и поведенческих реакций, связанных с сексуальным насилием. Такое сочетание визуальных признаков может также указывать на общую симптоматику острой реакции на стресс и хронического ПТСР (Solomon & Siegel, 2003; Spring, 1993,1994, 2001). Такие комбинации часто составляют абстрактные композиции, в которых также могут присутствовать образы клетки или темницы, либо другие элементы, создающие барьеры между разными частями рисунка (Spring, 1985-1986, 1986, 1993, 1994). Такие барьеры могут указывать на разделение, сепарацию или разрыв отношений, либо, как полагает Ван-дерколк (Van der Kolk, 1987), стремление защитить себя от дистресса.
Сочетание клиновидных форм и изображений глаз в одном рисунке может также указывать на сочетание психофизиологических и поведенческих реакций, вызванных сексуальных насилием, а также актуализирующихся в настоящем и связанных с травмой переживаний.
Арт-терапия жертв насилия / Сост. А. И. Копытин. – М.: Психотерапия, 2009.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой