Использование рисуночных тестов для диагностики сексуального насилия
Психологическая помощь в кризисных ситуациях Добавить комментарийМы продолжаем публикацию материалов, в которых рассматриваются возможности арт-терапии как эффективному средству помощи жертвам сексуального насилия. В данной статье расказывается о графических индикаторах перенесенного сексуального насилия. Автором предлагаются четыре критерия, выявляемых в рисунках детей и взрослых, перенесших в детстве секусальное насилие.
Проводя психотерапию взрослых и используя графические методики, Лев-Визель (1999) обратила внимание на значимость таких графических индикаторов перенесенного сексуального насилия, как двойные контуры лица в области подбородка и щек, «пустые», заштрихованные или отсутствующие глаза, заштрихованный или отсутствующий рот. Эти особенности изображений характерны для рисунков тех взрослых, которые перенесли сексуальное насилие в детстве.
В дальнейшем автор провела дополнительное исследование, связанное с определением графических индикаторов перенесенного сексуального насилия на основе использования рисуночного теста фигуры человека Маховера. Возраст испытуемых в ее исследовании был от 27 до 43 лет. Первая опытная группа включала 10 мужчин, проходящих лечение от алкоголизма и наркомании и признавшихся в перенесенном ими в детстве сексуальном насилии. Вторая группа включала десять женщин, также перенесших сексуальное насилие и наблюдающихся в центре семейной психотерапии. Третья группа являлась контрольной и включала десять мужчин и десять женщин, считавших, что условия их воспитания были вполне удовлетворительными, и отрицавших факты сексуального или физического насилия в детстве. В результате проведенного исследования автору удалось выявить достоверные различия между участниками опытных и контрольной групп по четырем признакам.
1. Контуры лица: «двойной» подбородок и «двойные» скуловые дуги были характерны для рисунков испытуемых, перенесших сексуальное насилие.
2. Глаза: точки; заштрихованные и пустые окружности вместо глаз – были характерны для большинства испытуемых первой и второй групп.
3. Гениталии: у большинства лиц первой и второй групп в рисунках отмечались изображения некоего барьера, отделяющего верхнюю и нижнюю части тела, например, в виде ремня.
4. Руки и кисти рук: для большинства рисунков фигуры человека, созданных участниками первой и второй групп, были характерны слишком длинные или слишком короткие руки, руки, «оторванные» от тела, либо их полное отсутствие, что было явным контрастом по сравнению с рисунками лиц из контрольной группы.
В то же время этот автор отмечает, что использование рисуночного теста фигуры человека требует осторожного подхода к интерпретации изображений. Поспешные попытки их толкования как указывающих на перенесенное сексуальное насилие могут приводить к ошибочным заключениям.
Арт-терапия жертв насилия / Сост. А. И. Копытин. – М.: Психотерапия, 2009.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой