Диагностический потенциал арт-терапевтических техник Арт-терапевтическая техника «Кто Я?» в контексте диагностики
>Методики диагностики Добавить комментарийАрт-терапевтическая диагностика не воспринимается участниками как оценочная процедура, поэтому нередко выявляет особенности личности, сознательно скрываемые в ситуациях формальной коммуникации.
Среди стандартизированных методик, направленных на исследование личностной идентичности, наиболее востребованы тест М. Куна, а также тест Т. Макпартленда, позволяющие выявить актуализированные самоидентификации и их включенность в целостное образование психосоциальной самоидентичности. Испытуемым предлагается дать не менее 10 ответов на вопрос «Кто я?». К приоритетным статусным категориям, характеризующим зрелую идентичность, относят такие, как: «планетарная», «общечеловеческая», «гражданская», «этническая», «групповая» и др.
В контексте арт-терапевтической работы данный тест логично использовать в сочетании со спонтанным рисунком на тему «Кто Я?». Эта исследовательская методика не занимает много времени, дает обширный материал для качественной интерпретации. К тому же рисунок инициируется и контролируется самим человеком, способствуя тем самым укреплению целостности его личности. В спонтанном творческом рисунке наряду с отражением происходит еще и моделирование социальной действительности. Будучи органической составляющей арт-терапевтического занятия, художественная деятельность обогащает коммуникацию и социальный репертуар, помогает реализовать тот внутренний потенциал человека, который и составляет основу позитивных изменений личности в будущем.
Каждому участнику исследования предлагается нарисовать образ Я и дать портрету название. Необходимо подчеркнуть, что внешний вид рисунка, качество исполнения гораздо менее значимы, чем тот символический смысл, который поможет рассказать о себе нечто важное. В итоге, два способа выполнения задания «Кто Я?» позволяют сравнить вербальные и невербальные характеристики, отражающие взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психической жизни человека.
В частности, по наблюдениям автора, у студентов первого курса наиболее часто (до 39%) встречаются характеристики социального Я: студентка, отличница, медалистка, хорошая подруга, дочь, будущий педагог, невеста, жена, спортсменка и др.
У студентов второго курса подобные характеристики встречаются реже (до 21%). Вероятно, это объясняется ослаблением значимости внешней мотивации и изменением ценностных представлений о статусе собственной личности.
Следующие по частоте встречаемости (до 28%) – характеристики рефлексивного Я: интересный человек, личность, умница, любимая, друг, «сама доброта», золушка, «бедная Лиза», «последняя буква в алфавите», обманщица, враг и др.
Процент характеристик физического Я высок у студентов первого курса (до 21%); фотомодель, красавица, толстушка, уродина, «слепая курица», «кривоножка», «нос», соня и др.
Преобладают, в основном, негативные характеристики, что подтверждает общеизвестный факт «застревания» молодых людей на внешних данных.
Характеристики духовного Я применительно к себе первокурсники используют редко (до 12%): радость, ручей, частичка вселенной, утро жизни, тайна, нежная душа, облачко и др.
Помимо названных образов встречаются также:
– стереотипные характеристики: телец, дева, козерог;
– на уровне единичных презентаций характеристики с указанием национальности, вероисповедания;
– идентификация с предметами, животными или использование их как имен нарицательных: тряпка, дуб, дерево, собака, слон, медведь, надоедливая муха, обезьяна, чудик, цветок, розочка.
Вместе с тем графические образы точнее, нежели слова, приближаются к реальности. Рисунок как бы снимает психологические защиты автора, проясняет многие скрытые смыслы, воспроизводит отношение к себе, в том числе и неосознаваемое, проявляет заниженную самооценку, самоиронию, самолюбование и т. д.
Для примера можно обратиться к работам пятиклассниц Маши (рис. 3) и Ксении (рис.4).
Рис. 3 Рис.4
Пример 1.
Маша начала рисовать, не задумываясь. Она не задавала вопросов, как большинство одноклассников: «А что мне нарисовать?», «А можно я это нарисую?». Работала спокойно, даже как-то замкнуто, отрешенно, не обращая внимания на других (что нетипично для ситуации в условиях класса).
Маше 10 лет. Она – как «юла». Непоседа, часто «ворчит», чем-то недовольна. При этом строит смешные гримасы и надувает губки, хотя в целом девочка очень добрая и отзывчивая. На уроках она активна: стремится отвечать, любит выходить к доске. Учится неровно (на 5, 4, иногда получает тройки), посещает музыкальную школу.
Столь же разнолик и ее рисунок «Кто Я?». Девочка нарисовала себя в виде ангела в нарядном платье, но с головой кошки. Над этим персонажем несмело, чуть заметно пробивается солнце.
На обратной стороне листа Маша написала:
1) Я – травка, растущая на лугу.
2) Я – кубик-рубик, который очень трудно разгадать.
3) Я – прозрачный тюль.
4) Я – финик.
5) Я – сладкий, но маленький.
6) Я – роза с шипами.
7) Я – бегония.
8) Я – волос, что легко переломить.
9) Я – обрыв.
10) Я — воздух.
Пример 2.
Ксении 11 лет. Она – спокойный, хороший ребенок (о таких детях говорят – «правильные»), аккуратная, учится стабильно успешно, в основном на 5. Несмотря на то, что внешне это довольно веселая девочка, у нее есть какая-то грусть в глазах.
Ксюша нарисовала девушку, гадающую на картах. Несмотря на то, что сама рисовальщица – девочка миниатюрная, даже слишком маленькая, в образе Я получилась взрослая толстушка. Рисунок расположен на левой половине листа, чистая правая сторона отделена чертой. Ксения отказалась раскрашивать рисунок, хотя ей были предложены и фломастеры, и карандаши. Отдавая работу, она сомневалась: «Наверное, надо было нарисовать кошку, я же похожа на кошку», а когда увидела рисунок Маши, то сказала: «Да, надо было мне лучше ангела изобразить». На обратной стороне рисунка было написано:
1) Я — девочка.
2) Я — ученица.
3) Я — маленькая.
4) Я — умная.
5) Я — удивительная.
6) Я — нежная.
7) Я — веселая.
8) Я — озорная.
9) Я — азартная.
10) Я — любимая.
Сопоставляя вербальные и невербальные самопрезентации, нетрудно заметить скрытые притязания и неудовлетворенные потребности маленьких художниц, их затерянный в школьных рамках внутренний мир, такой удивительный и многогранный.
Отмечу, что представленная методика не только повышает заинтересованность в самоисследовании, но и глубоко терапевтична по сути. Ведь понимание собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка, осознание источников и особенностей переживаний в итоге создает ощущения уверенности и позитивной жизненной перспективы.
Практика арт-терапии:
подходы, диагностика, система занятий. - СПб., 2003.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой.