Методы диагностики творческого развития личности
Диагностика творческого развития личности Добавить комментарийРазговор о диагностике творческого развития ребенка/обучающегося уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos - способный распознавать. В общем смысле диагностика – это особый вид познания, а точнее – распознавания. Ошибаются те, кто считает, что самыми надежными являются тесты, которые представляют собой стандартизированые методики, с помощью которых можно в балах измерить уровень проявления того или иного свойства - показателя творческого развития.
Если решение теста креативности (выполнение соответствующих заданий) и может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих способностей у человека, то нерешение их еще не является доказательством отсутствия таковых. Малая прогностичность существующих тестов обусловлена возрастной изменчивостью креативности, ее подверженности внешним влияниям
Тестовые методики, несомненно, нужно применять, с их помощью можно дополнить общую картину представлений об особенностях творческого развития ребенка, однако, мы твердо придерживаемся убеждения, что начинать нужно не с тестов.
Специалисты предлагают следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности:
- наблюдение,
- создание экспериментальных ситуаций,
- тесты.
Наблюдение
Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок/ученик в момент его изучения находится в естественных условиях, осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка/ученика желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.
Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога. Последнее может быть достигнуто путем создания стандартизированного бланка наблюдений.
Преимущество использования бланков заключается в том, что в наблюдении могут участвовать педагоги, не имеющие специального опыта диагностической работы. На бланке указаны качества или признаки поведения, представляющие собой параметры творческого развития личности. Если в диагностической работе участвует группа педагогов (а в таком случае получаются более достоверные результаты), технология работы с бланками для фиксации наблюдений представляет собой следующее. Этапу собственно диагностики предшествует семинар, который психологи либо педагоги - руководители проблемных групп проводят с педагогами. На нем рассматриваются методологические, теоретические и методические вопросы, с тем, чтобы педагоги осознанно участвовали в процессе диагностики. Устанавливается регламент фиксации данных наблюдения.
Например:
Время наблюдения: начало, середина и конец учебного года;
Количество фиксаций: три раза;
Число участников наблюдения: пять независимых характеристик.
Это значит, что пять педагогов после трех занятий, идущих одно за другим (в начале, середине и конце года) заполняют независимо друг от друга, на основе своих собственных наблюдений, бланки на каждого ребенка. Таким образом, по каждому интересующему нас параметру в течение одного среза мы имеем 15 показателей. Самая простая, количественная обработка данных заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Сопоставление этих величин в начале, середине и конце года дают представление о динамике развития качества. Более сложная, качественная, обработка данных проводится психологами с учетом особенностей личности и педагогической позиции педагогов, участвующих в диагностике, а также в сопоставлении данных наблюдения с данными, полученными иными методами.
Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки. Так как любая оценка является относительной, то есть данные конкретного испытуемого всегда соотносятся с фоновыми данными (данные других испытуемых, сходных по большинству параметров, кроме изучаемого, полученные тем же методом), то вы сами можете создать шкалу оценки.
Например:
Часто – иногда – никогда.
Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий.
Можно пользоваться привычной для учителя пятибалльной системой оценки.
Что касается параметров и признаков, то лучше создавать бланки наблюдений, где указан набор конкретных признаков. Если же в бланках указаны лишь параметры, то возрастает значение количества участников наблюдения, а также их теоретическая подготовка, в течение которой организатору всего исследования необходимо убедиться, что все участники адекватно понимают термины.
Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом
Фамилия, имя ребенка Класс (творческое объединение) ………………………. ………………………. |
|||
Признак |
Степень выраженности |
||
часто |
иногда |
никогда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата наблюдения ……… Время ……….. Педагог………. |
Ниже предлагается несколько подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений.
Классификация творческих способностей по А.И.Луку.
- Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.
- Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления.
- Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
- Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
- Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
- Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины.
- Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
- Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.
- Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления.
- Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы.
- Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
- Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.
- Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие.
- Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность.
- Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла.
Модель творческого интеллекта по Дж. Гилфорду
Параметры творческого интеллекта |
Показатели |
Основные качества дивергентного мышления |
Операция (типы) |
|
Быстрота Гибкость Оригинальность Точность |
Содержание (виды) |
|
|
Конечный мыслительный продукт (виды) |
|
|
Характеристики творческого поведения по Д. Лефбриджу
Когнитивные особенности |
Аффективные особенности |
1. Беглость (количество) выдвижения ряда подходящих идей |
1. Рискованность (смелость), устойчивость к неопределенности, высказывание и отстаивание идей |
2. Гибкость, разнообразие классов, идей, подходов
|
2.Комплексность – привлечение различных тем, поиск, организация альтернативных действий |
3. Оригинальность (новизна), необычные решения, реакции
|
3. Любознательность |
4.Совершенствование (разработка, добавление), детализирование, развитие основной концепции |
4. Воображение, фантазия |
Уровни творческого поведения по Л. Кохену
1) Научение чему-то новому;
2) Открытие нового для себя;
3) Проявление талантов;
4) Развитие умения решать проблемные ситуации;
5) Открытие нового в области интересов и знаний;
6) Творчество через расширение области деятельности;
7) Творчество через полное переструктурирование области деятельности.
Критериальная характеристика
творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой
Компоненты творческой самореализации |
Критерии |
Положительная мотивация к творческой деятельности |
Осознанность цели деятельности Интерес к процессу творческой деятельности Стремление к успеху при решении творческих задач Стремление к лидерству в творческой деятельности Познавательные потребности Стремление к самосовершенствованию |
Самоорганизация в творческой деятельности |
Умение выделять основные цели и приоритеты Способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции Умение преодолевать трудности в учении |
Творческие способности, их использование в творческой деятельности |
Гибкость мышления Оригинальность мышления Критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию Умение видеть альтернативу решения творческих задач Видение новой функции знакомого объекта Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы Создание оригинальных способов решения при известности других |
Примечание: хотя автор предлагает использовать указанные признаки в процедуре самооценки, мы рекомендуем использовать их и для объективной оценки творческих способностей ребенка методом независимых характеристик.
Признаки высокого творческого потенциала у детей
в раннем детстве по К. Тэкэксу
- Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
- Любопытство.
- Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
- Отличная память.
- Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
- Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
- Высокая избирательная концентрация внимания.
- Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
- Высокий уровень притязаний в этой сфере.
Высокая креативность (творчество)
у детей дошкольного возраста по К.Тэкэксу
Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Высокая креативность в сфере художественной деятельности. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; чисто подпевает.
Социальные проблемы творчески одаренных детей
по Холлингуорт и Уитмору
Неприязнь к школе. Таким детям учебная программа скучна и неинтересна, учебный план не соответствует их способностям.
Сложные игровые интересы. Неинтересны игры, которые нравятся сверстникам средних способностей. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уйти в себя.
Несклонность к конформизму. Часто отвергают стандартные требования, особенно если они идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными.
Погружение в философские проблемы. Такие дети гораздо в большей степени задумываются над такими проблемами как смерть, религиозные и философские доктрины.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Чаще предпочитают играть с детьми более старшего возраста. Из-за этого им трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии.
Стремление к совершенству (перфекционизм). Очень рано начинает проявляться внутренняя потребность совершенства, стремятся достигнуть высшего уровня.
Ощущение неудовлетворенности. Часто, стремясь к совершенству, не удовлетворены своими достижениями, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
Нереалистические цели вследствие высокого уровня притязаний.
Сверхчувствительность. Они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, а потому склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они нередко считаются и отвлекающимися, так как постоянно реагируют на разного рода раздражители и стимулы.
Потребность во внимании взрослых. Высокая любознательность монополизирует внимание взрослых. Это порождает трения с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Нетерпимость. Нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в творческом развитии.
Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и
педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении. - Самара, 2002.
Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе.
Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой.