Приемы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
>Консультации специалистов Добавить комментарийОсновным средством развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения является обучение способам видения. В процессе обучения педагог использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный.
В наглядном методе выделяют ряд приемов, направленных на формирование целостного образа и обучения оперирования им:
– демонстрация объекта восприятия с целью ознакомления с предметом;
– последовательное обведение контура объекта восприятия с целью тренировки целостного восприятия объекта и выделения его характерных частей;
– выделение объекта восприятия из множества или же его части при помощи указки, графических средств, контрастности фона демонстрации для максимальной концентрации внимания ребенка на объекте и удержании этого объекта в поле зрения в течение продолжительного времени.
Приемы наглядного метода, направленного на формирование способа восприятия предметов одной родовой группы, их конкретных свойств и качеств:
– показ последовательности рассматривания объекта по схеме: целостное восприятие, детали объекта, их пространственное расположение, повторное целостное восприятие;
– показ внешних действий и операций при сравнении объектов (приложение одного к другому, наложение одного на другой и их сопоставление, плавное последовательное выделение деталей объектов сравнения);
– выделение (показ указкой, графическими средствами, словесным уточнением) в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее узнаваем;
– ознакомление детей с алгоритмом восприятия.
Типы используемого наглядного материала:
Тип I:
– предметы (натуральные, муляжи, модели, изображения – натуральное, контурное, силуэтное), о которых формируются предметные представления. Их набор, объем определяется содержанием раздела «Ознакомление с окружающим» и уровнем предметных представлений детей;
– перфокарты, ориентированные на соотнесение предмета по внешним (цвет, форма, величина) и внутренним логическим признакам, на соотнесение реального изображения предмета с силуэтным, контурными изображениями и т.д.;
– карточки, перфокарты, предназначенные для классификации предметов;
– предметные картинки для сравнения, описания предметов, составления по ним описательных загадок;
– картинки с изображением одного и того же предмета в разных логических связях, сюжетах.
Тип II:
– классификационная таблица сенсорных эталонов (по Л.А. Венгеру);
– карточки-задания на локализацию заданного сенсорного эталона из множества;
– образцы, демонстрирующие отдельные свойства (форму, цвет, величину) предметов для их узнавания и называния, сравнения и соотнесения;
– предметные картинки с ярко выделенными свойствами предметов (по программным дидактическим темам);
– перфокарты, перфокарты-«часы», ориентированные на соотнесение сенсорных эталонов между собой; на соотнесение эталона с признаками предмета;
– танграмы.
Тип III:
– набор сюжетных, пейзажных картин;
– набор открыток с изображением пейзажей или сюжетных картинок;
– набор масок, имитирующих эмоциональное выражение человеческого лица (радость, покой, удивление и т.д.);
– набор картинок, изображающих людей, выражающих разные эмоции;
– «фоторобот» человеческого лица;
– набор картинок с изображениями людей, животных в различных позах;
– карточки с изображениями различных поз (схемы, контурные, силуэтные изображения);
– набор картинок на один сюжет, изображающих героев с различной мимикой, жестами, в разных местах действия;
– перфокарты, ориентированные на соотнесение позы человека и орудия труда, позы, эмоций и предметов сюжета; частей суток и событий сюжета; времен года и событий сюжета;
– набор силуэтных изображений (цветных, однотонных) персонажей, предметов сюжетных картинок;
– набор сюжетных картинок, раскрывающих последовательность событий;
– карточка с движущейся полоской для выделения композиционных планов сюжетного изображения;
– разрезные картинки (из 4, 6, 8, 12 частей).
Тип IV а:
– индивидуальные столы (с фиксатором для подбородка, рамкой для ограничения поля зрения) с макетным изображением перспективы;
– мелкие модели предметов (по отдельным дидактическим темам) для работы на индивидуальных столах;
– карточки-схемы с изображением однотипных предметов на различных композиционных планах;
– сюжетные картинки с четко выраженными сюжетными планами;
– наборы предметных силуэтов-подставок для составления композиционного сюжетного изображения (по образцу, без образца);
– набор цветных силуэтов отдельных предметов разных размеров для показа степени удаленности;
– набор карточек с изображениями предметов, перекрывающих контур друг друга;
– набор измерительных средств (бумажные полоски, шнуры и т.д.).
Тип IV б:
– набор моделей предметов (по дидактическим темам);
– карточки с изображениями предметов одной группы в различных пространственных положениях;
– набор сюжетных картинок;
– схемы «карта-путь» и «карты-обозрения»;
– карточки с изображением лабиринтов.
Тип V:
– карточки-задания на локализацию цветов и оттенков;
– силуэтные и контурные изображения на прямом и обратном контрастах;
– набор трафаретов (внешних и внутренних) для обводки по контуру;
– карточки с парами предметов, соединенными пересекающимися линиями;
– карточки с контурным (целостным и прерванным) изображением предметов;
– различные виды мозаик;
– шнуровки;
– лабиринты.
Тип VI:
– набор предметов для выполнения соотносящихся действий.
Наглядные подсказки, позволяющие ребенку по ходу решения перцептивной задачи уточнять и проверять свою деятельность:
– образцы выполнения задания для фронтальной работы;
– образцы выполнения задания для индивидуальной работы.
В зависимости от этапа и задач обучения педагог подбирает задания, ориентируюсь не только на их содержание, но и на возможный характер решения их ребенком. Причем характер решения задания заложен в самом задании. По этому критерию задания классифицируются следующим образом.
1. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие осуществляется одновременно интеллектуально и практически:
– разложи объекты (эталонные образцы, карточки, картинки и др.) в определенном порядке (от большого к маленькому, от светлого к темному и т.д.) или направлении (по кругу, слева направо, сверху вниз);
– дополни или дорисуй недостающие части, детали;
– переведи через кальку, выдели другим цветом заданную часть объекта;
– сгруппируй картинки по определенному признаку;
– составь целое из частей;
– составь узор, выложи его из мозаики;
– расставь предметы в пространстве под словесную диктовку;
– составь открытку, сравнивая ее с тем, что нарисовал художник;
– расставь предметы в пространстве так, как указано на схеме;
– отрази на схеме расположение объектов;
– расставь силуэты людей и предметов так, как это нарисовано на картине;
– составь картинку по заданию, по образцу;
– составь лицо человека с выражением определенной эмоции («фоторобот»);
– смоделируй позу по образцам;
– подбери то, чего не хватает на картинке.
2. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие выполняется практически, т.е. в процессе решения ребенок должен выполнить конкретное действие и получить совершенно определенный результат:
– подбери такой же объект: наложи, положи рядом, соедини линией;
– «спрячь» объект на цветовом фоне;
– переведи рисунок через кальку;
– обведи рисунок по трафарету;
– соотнеси изображение с контуром, силуэтом (наложи, соедини линией, поставь фишки одного цвета и т.д.);
– собери разрезанные картинки.
3. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта, либо оформляется словесно:
– выдели (найди, оставь, отметь, покажи, закрой) заданный элемент;
– разложи элементы в том же порядке, что и на образце или по словесной инструкции;
– сравни с образцом, найди, что лишнее, что изменилось, чего не достает;
– найди пару предложенному образцу;
– покажи, чего не хватает;
– определи, какой из объектов находится ближе, а какой дальше;
– выбери по описанию;
– узнай по эмоции, позе героя картины;
– подбери героя к ситуации;
– подбери противоположные эмоции;
– запомни, перечисли по памяти;
– найди, что перепутано в изображении;
– опиши предмет с помощью алгоритма;
– составь описательную загадку.
Следует отметить, что задания подаются в игровой форме, что позволяет заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности.
Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. – СПб., 2002.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой