В возрасте от 3 до 6 лет дети воспринимают смерть как сон или путешествие, из «которого можно проснуться и вернуться». Постоянство смерти еще не осознается. Дети этого возраста понимают и объясняют мир, учитывая мнения и действия окружающих их взрослых.
Ребенок не может понять значения слов «смерть», «навсегда», «никогда больше не вернется». Он будет искать умершего, затем откажется от своих попыток и смирится; будет реагировать на утрату, становясь надоедливым и раздражительным, в более тяжелых случаях замкнется в себе. Малыш осознает только конкретные смыслы и действия. Необходимо давать детям понятные ответы.
Наилучшей помощью будет включение любящего взрослого в ситуацию и переживания ребенка и эмоциональная поддержка. Благодаря этому ребенок может самостоятельно справиться с постигшим его несчастьем.
В раннем возрасте присутствие рядом родителя настолько важно для ребенка, что он, потеряв одно из родителей, испытывает как бы двойную утрату: оставшийся в живых родитель из-за собственного, личного горя в какой-то степени отстраняется от ребенка эмоционально. Вместо утешения и поддержки ребенка отвергают или ругают, потому что нормальные реакции ребенка на смерть близкого человека выражаются в назойливости, плаксивости и капризах.
Если в семье умирает ребенок, то ситуация для второго ребенка может стать аналогичной. Родители поглощены своим горем, им очень трудно понять проблемы других своих детей.
После случившейся беды ребенок может чувствовать вину: «Если бы я вел себя хорошо, то мама была бы жива!», «Если бы я не сердился на младшего брата и не хотел бы, чтобы его не было, он бы не умер». У детей в этом возрасте сильное воображение, свои мечты им трудно выразить словесно; дети не всегда уверены: существуют ли их фантазии на самом деле, во внешнем мире, или живут только в его собственном сознании. Это осложняет механизм горя.
Ребенок может постараться что-то предпринять, чтобы снова вернуть обычную жизнь, например, начать вести себя хорошо, стать послушным, ведь такое поведение ценится взрослыми. Ребенок может стать беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали, т.к. по его мнению, он этого заслуживает, ведь это он виноват в том, что произошло. Взрослые редко понимают подобное состояние, им трудно осознать, что вызывающее поведение – признак вины или горя. Ребенка бранят или наказывают за плохое поведение, в то время как он испытывает потребность в успокоении и утешении.
Младшие школьники (7-9 лет) уже задумываются о смерти, т.к. понимают: смерть реальна и окончательна. Они понимают, что основные жизненные обстоятельства изменить невозможно, они наблюдают и осмысливают их, но они еще не могут самостоятельно справляться с ситуациями, вызывающими чувство тревоги и беспомощности. Им трудно представить, что они сами или близкие им люди могут когда-нибудь умереть.
В поведении 10-12-летних детей можно наблюдать фрагментарность. Это поведение следует рассматривать как психологическую защиту от состояния тревоги и страдания. Для ребенка характерно чередование состояние грусти и жажды развлечений. Чтобы минимизировать пугающие фантазии и сильные переживания, важно давать детям точную и подробную информацию о смерти как таковой и разрешать им задавать вопросы. Знание конкретных факторов поможет детскую веру в жизнь. Дети впервые осознают неотвратимость смерти, но их больше интересуют биологические ее аспекты. Одновременно они осознают социальное значение смерти.
Период переходного возраста нелегкое время для переживания горя: психологические защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя: «Кто Я?». Ему нужны ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Подростки могут регрессировать на более ранние представления о смерти, но обычно заняты, как и взрослые, поисками смысла смерти.
Реакция горя у подростков похожа на реакцию взрослых и детей, но поскольку у подростков наблюдается регресс, их реакции могут быть похожи на реакции детей. Существуют и специфические реакции подростков на смерть. Подростки в трауре могут заниматься переписыванием реальности смерти в грезах, отрицая или откладывая горе на потом. Другим осложняющим фактором может быть борьба подростка между независимостью и зависимостью, может развиться страх независимости. Поскольку подростки часто стремятся казаться более взрослыми и скрывают свои чувства лучше, чем дети, их переживания, связанные с потерей, могут быть спрятаны глубоко внутрь. Подростки могут быть интересоваться своим поведением или одеждой больше, чем потерей близкого – это является отрицанием, вызывающим возмущение или раздражение окружающих людей.
Потеря матери или отца в этом возрасте часто бывает невыносимой. Некоторые подростки инкапсулируют свое горе, а внешне ведут бурную жизнь. Ночные шатания по городу, наркотики, нарушения закона – это тоже способы вытеснения горя. Нередко, как это бывает у взрослого человека, переживающего утрату, накапливается и ищет выхода гнев.
Возникают суицидальные мысли, являющиеся примером саморазрушения, выражающие желание вновь соединиться с умершим.
Помощь ребенку, потерявшему своих близких, включает в себя:
1. Осознание горя и поиск смысла за пределами случившегося.
2. Идентификация, подтверждение и конструктивное выражение реакций на потерю близкого человека.
3. Выделение всех дат, связанные с жизнью умершего человека.
4. Продолжение жить дальше с живущими и любящими людьми.
Выполнение заданий по снижению горя представляет собой деятельность по восстановлению самосознания ребенка и возвращения его к нормальному состоянию. Выражая свои эмоции, ребенок лучше понимает свое внутреннее состояние, осмысливает происшедшее, обобщает переживания, делает их частью своего жизненного опыта, частью самого себя.
Когда ребенок уяснит первые три задания, его можно учить, заглядывая в более счастливое будущее «продолжать жить дальше с живущими и любящими людьми». Важно заглянуть в будущее, дать надежду на позитивные изменения. Это является содержанием 4 задания в системе преодоления горя, и его нельзя выполнить до тех пор, пока жизнь недавно умершего человека не будет признана достойной того, чтобы оставшиеся в живых помнили и отмечали даты этой жизни. Для выполнения всех заданий требуется время; нельзя переходить к следующему заданию, не завершив предыдущего; работая над последующим заданием можно возвращаться назад и вновь идти дальше, продолжая работу над всеми заданиями на разных уровнях.
Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Р н/Д., 2008.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой.