Применение арттерапевтических методик в коррекционной школе
>Методические рекомендации Добавить комментарий
В этом возрасте наиболее обширен арсенал методов психологической коррекции, поскольку каковы бы ни были особенности нарушений психического развития, за время школьного обучения дети значительно продвинулись в своем развитии.
Существуют «сквозные» методы и приемы, применение которых допустимо на всех возрастных этапах, включая подростковый возраст. К таким методам относится драматическая психоэлевация, с помощью которой ведется работа с детьми от 4 до 14 лет, в том числе и с негрубыми нарушениями психического развития. На коррекционных занятиях разыгрываются специально написанные этюды и спектакли, в ходе которых патологическая доминанта ребенка (страхи, агрессивность, демонстративность и пр.) «возвышается» (отсюда – термин «психоэлевация») и превращается в нечто конструктивное. Например, агрессивный ребенок превращается в защитника слабых. В ходе разыгрывания соответствующих сцен ребенок начинает изменять свое поведение.
Что касается специфики работы в зависимости от категории детей, то при подборе коррекционных средств следует учитывать два фактора: уровень интеллектуального и уровень речевого развития. Чем лучше развиты речь и мышление, тем шире арсенал применяемых средств. Особенности развития сенсорной, двигательной сферы учитываются во вторую очередь, для обеспечения ребенка соответствующим материалом для творчества, например, незрячему ребенку арттерапевт предложит глину, а не пастель.
Условно выделяют ряд общих стратегических задач, имеющих коррекционную и профилактическую направленность, решаемых с активным применением арттерапевтических методик. Задачи соответствуют выделенным отечественной специальной психологией общим закономерностям развития психики разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
- стимуляция познавательной активности детей;
- развитие высших психических функций;
- формирование адекватных «Я-концепции», самооценки;
- формирование способности к полноценному социальному взаимодействию.
Среди представленных задач выделяют приоритетные. Частные задачи зависят от особенностей развития конкретного ребенка.
Арттерапевтические подходы и техники зависят от возраста ребенка и особенностей его психического развития. Варианты работы целесообразно рассмотреть на двух примерах:
– дети младшего и среднего школьного возраста с недостатками умственного развития и выраженными речевыми нарушениями;
– дети старшего школьного возраста без выраженных интеллектуальных и речевых нарушений.
При работе с детьми первой группы могут быть использованы все существующие артметодики, стимулирующие развитие психики ребенка, в том числе речи, но в более элементарной форме по сравнению с тем, как они используются в работе с детьми старшего школьного возраста. Однако даже простые задания не только развивают познавательную сферу ребенка, но и дают ему ощущение собственной значимости, ценности. Характерной особенностью работы с детьми этой группой является то, что внешняя активность взрослого здесь гораздо выше, чем при работе с детьми второй группы.
Коррекция средствами изобразительного искусства может быть представлена в виде игры, а не в виде специальных занятий, как в более старшем возрасте, предпочтение отдается упражнениям, предполагающим несложную работу с материалом, включая использование песка, глины, наливание разных красок на лист бумаги. Это позволяет активизировать детей и развивать их сенсомоторные навыки. При этом необходимо подробнейшее предварительное знакомство с изобразительными средствами, поскольку у умственно отсталых детей при попытках работать с незнакомыми, непривычными материалами может возникнуть тревога и нужна индивидуальная помощь.
В коррекционную работу включаются темы и упражнения, направленные на развитие высших психических функций. Применяются несложные техники для совместной групповой работы, чтобы дети постепенно усваивали навыки социального взаимодействия. Для стимуляции развития воображения и высших психических функций можно использовать разнообразные игры и упражнения: «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Виды спорта», «За столом», «Дневные события». Необходимо нарисовать или вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные события, участниками которых были дети; при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.
Словесные формы взаимодействия с ребенком в виде обсуждения его продукции и чувств, с этим связанных, возможны лишь в минимальной степени из-за неспособности детей к рефлексии. Однако необходимо предпринимать попытки такого взаимодействия, т.к. ребенок может вербализовать скрытую сильную эмоцию, выразившуюся, например, в том, что ребенок смешал на листе черную и желтую краски. Необходимо стимулировать и речевые комментарии ребенка к продуктам изобразительной деятельности.
Работа в рамках музыкотерапии имеет для этой категории детей очень большое значение. Прослушивание музыкальных произведений непосредственно воздействуют на нервно-психическую сферу, оптимизируют психовегетативные реакции. Вместе с тем пассивное прослушивание музыки как таковой у этих детей вызывает затруднения. Пассивное слушание возможно лишь при засыпании, во всех остальных случаях восприятие мелодии и ритма сопровождается мимическими движениями, отбиванием такта и пр.
Постепенно, по мере прослушивания музыки даже дети с выраженными интеллектуальными нарушениями становятся в состоянии сосредоточенно слушать ее в течение 10-15 мин, они научаются концентрировать свое внимание. Наиболее приемлема для прослушивания классическая или народная музыка, она особенно благотворно воздействует на детей, «упорядочивает» их психику. Быстрые и веселые детские песни вызывают у детей с умственной отсталостью не только подъем настроения, но и неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную активность. Положительное влияние оказывает прослушивание медитативной, малоструктурированной музыки.
Часто практикуется активная форма музыкотерапии – вокалотерапия и инструментальная терапия. К концу второго – началу третьего классов короткие мелодии отделяются от текста, начинают использоваться простые формы самостоятельного музицирования (например, игра в «эхо», когда один ребенок играет на флейте простую мелодию, показанную ему взрослым, а другой из соседнего помещения вторит ему, что вызывает положительные эмоции).
Музыка для этой категории детей очень важна и как вспомогательное средство при использовании суггестивных методов (форма психотерапии; устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения): она усиливает их действие. Дело в том, что в младших классах дети с нарушениями интеллекта маловнушаемы из-за недостаточно развитых речи и восприятия окружающего мира.
Музыка может использоваться и для сопровождения изобразительной деятельности, что также повышает эффект действия средств искусства (изобразить свое впечатление от услышанного звука или музыки и пр.). Наличие даже выраженных двигательных нарушений не является противопоказанием к занятиям, поскольку рисовать можно как угодно и чем угодно. Специалисты отмечают, что при прослушивании классической музыки дети рисуют более структурированные изображения; при прослушивании медитативной музыки структурированности в изображениях не наблюдается, но при этом изображения не хаотичные – это уже не линии, точки, образные элементы, а сложные переплетения цветовых пятен, заполняющие пространство листа.
Рисование под музыку дает хороший диагностический материал. С изменением эмоционального состояния в лучшую сторону меняется и цветовая гамма от темных ахроматических цветов к светлым, ярким.
Коррекция средствами драматического искусства используется с учетом речевого развития школьников. Правильно организованная коррекционная работа способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Чаще всего используются драматизации детских сказок и потешек, которые позволяют учиться невербальному выражению эмоциональных состояний, развивают психические функции, способность к коллективному взаимодействию, моторику. Постепенно драматические постановки могут усложняться, прорабатывать специфические темы (страхи, агрессия). При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и проблемы ребенка. Для детей очень важно, чтобы спектакли разыгрывались для публики. Наличие зрителей мобилизует их, повышает самооценку, дает уверенность в себе. Многие специалисты отмечают, что дети с интеллектуальными нарушениями очень ответственно относятся к участию в спектаклях.
Драматизации возможны не только с помощью живых актеров, но и с помощью кукольного театра (марионеток, кукол би-ба-бо). Важно, чтобы костюмы актеров, куклы были выразительными, вызывали положительные эмоции, желание работать с ними.
Во всех случаях коррекционно-развивающая работа строится по фиксированному сценарию, поскольку возможности импровизации у детей невелики, но любая их конструктивная активность заслуживает поощрения, ее нельзя оставлять без внимания и тем более пресекать, настаивать на точном воспроизведении текста.
Среди видов арттерапии для психологической коррекции школьников используется кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия). По мере развития детей танцы могут усложняться и использоваться не только для развития моторики, чувства ритма, но и для совершенствования социального взаимодействия на невербальном уровне, для выработки позитивного образа собственного тела. Заниматься танцами могут дети с грубыми двигательными нарушениями, даже не передвигающиеся самостоятельно, т.к. ритмическая активность, участие в общегрупповом процессе благотворно сказывается и на их эмоциональном состоянии.
В коррекционной работе со школьниками возможно использование библиотерапии, которая представляет собой терапию, основанную на воздействии художественного слова. В основе этой методики лежит подбор специального (лечебного) художественного произведения, чтение его ребенком и письменный анализ (в дневнике) ребенка. В своем анализе ребенок использует различные отступления, оговорки, свои эмоциональные оценки. Художественные произведения подбираются таким образом, чтобы процесс психокоррекции шел по нарастающей, а в образах героев произведений (например, в «Гадком утенке» Г. X. Андерсена, в «Пигмалионе» Б. Шоу) ребенок видел собратьев по несчастью, черты своего характера, свои желания и чувства и возможность положительного разрешения проблемы.
При работе с детьми старшего школьного возраста без выраженных интеллектуальных и речевых нарушений, возможности использования арттерапевтических методик резко увеличиваются. Можно применять не только элементы того или иного метода, а использовать целые психокоррекционные системы, в которых метод выступает в качестве самостоятельного средства коррекции либо сочетается с другими коррекционными мероприятиями. В организационном плане эти занятия проводятся уже не в виде «просто игр», а в виде «сессий», «занятий», что позволяет школьникам ощутить серьезность, значимость происходящего, создает специфическую терапевтическую атмосферу.
Музыкотерапия может использоваться как вспомогательное средство, как тонизирующее или релаксирующее музыкальное сопровождение. Кроме того, она может использоваться в форме самостоятельного исполнения мелодий, передающих настроение подростка, на инструменте, соответствующем его настроению (для этого необходимо знакомство с возможностями инструментов). В виде самостоятельной работы с музыкой в этом возрасте вводится полифония, совместное пение или исполнение музыкальных произведений, что дает хороший опыт социального взаимодействия на невербальном уровне, формирует чувствительность к реакциям других людей.
В настоящее время существуют синтетические виды музыкотерапии актуальные для детей старшего школьного возраста. Например, методика О. А. Блинова, в которой автор объединяет подходы гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии, психодрамы и которую он называет личностно-ориентированной музыкотерапией. Коррекционная работа реализуется на групповых занятиях и включает следующие блоки.
1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки:
- как катализатора эмоциональных процессов;
- как фоновой музыки во время рисования, для релаксации, медитации, усиливающей вовлеченность в процесс работы.
2. Активная работа с образами музыки, звучащей извне, когда терапевтический эффект достигается путем активного эмоционального переживания содержания произведения, его осознания, устной или письменной вербализации, рисования и т. п. Эта работа включает:
- упражнения на самоосознание с помощью музыки: ассоциативное описание подростком эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием (образом). Усложненный вариант упражнения – придание образу динамики, оптимизация эмоционального состояния;
- свободный изобразительный танец под музыку позволяет достичь самовыражения, двигательного раскрепощения, влияет на развитие невербальных средств выражения эмоциональных состояний;
- зарисовка музыкальных образов (рисуется каждым участником или рисуется всей группой общий образ для всех участников) позволяет отрабатывать модели оптимального взаимодействия с партнерами;
- музыкальный театр. Это двигательно-мимический групповой процесс, направленный на осознание того, как каждый из участников группы воспринимает значимые жизненные ситуации и моделирует свое поведение в них. При этом тема не формулируется словесно, а рождается в процессе восприятия музыкальных образов. Завершает работу обсуждение;
- совместное музицирование специалиста и ребенка (на фортепиано, гитаре и пр.) помогает осознать свое актуальное состояние, стимулирует способность проявлять инициативу в нестандартной ситуации, дает возможность осознать атмосферу в группе;
- музыкальные зарисовки – индивидуальные импровизации на какую-либо тему («Мое состояние», «Мое отношение к ...», «Мой автопортрет») – развивают и обогащают невербальное самовыражение;
- диалоги на фортепиано. Партнеры общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует взаимопониманию, улучшает поведенческие модели;
- «живая музыка». Одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах (например, колыбельную – грубо, испуганно, решительно и пр.). Это расширяет репертуар выразительных средств, может изменить привычные образцы поведения (если робкий человек смог решительно сыграть, то позже он сможет решительно сказать);
- «ритмы и звуки тела». Участники прислушиваются к дыханию, чтобы почувствовать, какой звук хотелось бы произнести на выдохе, выразить этот звук, почувствовать свое тело. Аналогично прислушиваются к пульсации в теле, изображают услышанный ритм. Такие упражнения стабилизируют дыхание, снимают мышечные зажимы, активизируют глубинные структуры психики, повышают самоосознание, стимулируют решение эмоционально значимых проблем.
При коррекции средствами изобразительного искусства можно использовать самые разнообразные упражнения:
1. Упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами и имеющие целью общую активизацию и развитие сенсомоторной сферы (например, разминая кусок глины, сосредоточить внимание на своих ощущениях).
2. «Общие» темы и упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания (рисунки на свободную тему или на заданную значимую тему – «добро и зло», «страх» и пр.).
3. Темы, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать или вылепить автопортрет; изобразить, каким тебя видят друг и недруг; нарисовать свой герб, отражающий характерные свойства личности и т.п.).
4. Упражнения и темы, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песочницы и разных фигурок скомпоновать какую-то бытовую сцену; изобразить членов семьи в виде животных или предметов).
5. Работа в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей школьников («каракули Винникота»: один участник рисует каракули и передает другому, чтобы тот создал образ; один участник начинает рисунок на свободную или заданную тему, а другой заканчивает; затем результаты совместной работы обсуждаются).
6. Совместное групповое рисование, также направленное на развитие социальных навыков («групповая фреска» — на большом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную тему: «жизнь в школе», «поход», «день рождения», «мир вокруг нас»).
7. Групповые изобразительные игры («странное животное» — один ребенок рисует голову животного, загибает лист и передает следующему участнику; тот рисует туловище, загибает лист и передает дальше; в конце каждый пытается рассказать от первого лица о какой-либо части фигуры, которую он не рисовал; аналогично изображается и человек).
8. Изобразительная работа на основе направленной визуализации (представления какого-то зрительного образа) или материала сновидений (дети с помощью арттерапевта вызывают у себя образ на какую-то тему, например путешествие на ковре-самолете или образ из сна, и изображают наиболее яркие впечатления, которые затем обсуждаются).
9. Техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами творческого самовыражения (передача впечатлений от музыки с помощью рисования в процессе ее прослушивания; изображение образов, вызываемых звучанием собственного имени, ощущениями от своих танцев под музыку, изображение в рисунке или скульптуре каких-то своих качеств в виде отдельных персонажей и разыгрывание диалогов между ними, отражение в рисунке впечатлений от поэтических произведений и т. д.).
10. Упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций или служащие для профилактики конфликтного поведения в семье, школе (изображение конфликта в конкретном или метафорическом виде с последующим обсуждением; создание композиций на тему «шторм», «взрыв»; крупномасштабная работа с использованием малярных кистей, губки и пр. для «выпускания пара»; рисование историй возникновения конфликтов в подгруппах по 2-5 человек с последующей передачей рисунков другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисунка, роли отдельных участников и их точки зрения).
Коррекция средствами изобразительного искусства может идти и в рамках гештальттерапии. При работе с отдельными категориями детей могут использоваться и редкие виды коррекции. Например, имеются данные об успешном применении метода скульптурного портретирования при аутизме, сущность которого состоит в том, что терапевт лепит лечебную скульптуру – портрет человека; в процессе создания портрета устанавливается терапевтический контакт; по мере того, как человек узнает себя, а портрет приближается к завершению, симптомы аутизма постепенно сглаживаются.
Коррекция средствами драматического искусства также располагает большими возможностями при работе с данной группой детей, особенно методика Дж. Морено «Психодрама». Дж. Морено исходил из предположения, что у человека есть естественная способность к игре, и при создании определенных условий для игры люди, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. В психодраматическом представлении «актеры» «играют» не готовые роли, а свободно импровизируют, используя сюжет личностной травмирующей ситуации. Результатом психодрамы является катарсис, внутреннее очищение, переработка травмирующей ситуации. При этом катарсис распространяется не только на участников, но и на зрителей, членов психодраматической группы.
В области применения кинезитерапии значительное место может занимать танцетерапия, представленная большем объеме, чем при работе с детьми первой группы. Здесь уже используются не постановочные танцы и хороводы, а свободный творческий танец, позволяющий не только развивать двигательную сферу и осознание собственного тела, но и способность невербально сообщать о своих эмоциональных потребностях, что обогащает опыт социального взаимодействия. В процедуру танцетерапии входит и последующее обсуждение полученного эмоционального опыта.
Можно использовать и библиотерапию как чтение и последующее обсуждение специально подобранной литературы. При использовании поэзии не обязательно ограничиваться чтением специально подобранных стихотворений; школьники способны к самостоятельному творчеству, что может оказаться более продуктивным для выражения и эмоционального отреагирования проблемы.
Велики возможности сказкотерапии. Для прослушивания и обсуждения используются народные, литературные, авторские сказки. Можно использовать прием самостоятельного придумывания сказок как на свободную и на заданную тему. Например, сочинение автобиографических сказок или групповое рассказывание сказок и историй, когда один из участников начинает сказку, а другие по очереди ее продолжают.
В работе со школьниками используется все многообразие арттерапевтических методик, способствующих коррекции нарушений личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /
Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой.