Маленький ребенок до определенного возраста лгать не способен. Именно поэтому дети доверчивы. Обучение лжи начинается в семье с момента рождения ребенка и происходит постоянно и повсеместно.
1. Родители – первые учителя лживого поведения. Как только начинается осознанное общение ребенка с родителем, начинаются лживые игры. «Не съешь – не пойдешь гулять», «Ешь, а то тебя сейчас тот злой дядя заберет», «Нет, тебе не будут делать уколы», «Оставь мамино золотое кольцо, я тебе лучше куплю – красное!», «Ой, какое вкусное лекарство, попробуй!»
2. Дальше – больше и чаще: «Меня нет дома», «Меня ни для кого нет». Поведение взрослых – это руководство для детей по обучению и выработке практических навыков лживого поведения. Дети видят примеры лицемерия дома: «Черти ее принесли! – Как мы рады вас видеть!»
3. Обман заключается и в невыполнении своих обещаний, как хороших, так и неприятных: «Если ты еще раз так сделаешь, я тебя….» – и за этим ничего не следует, никакого наказания. Дети быстро обучаются, и уже к 5 годам они понимают, что можно говорить и не делать, можно соглашаться на определенные правила, а потом их нарушать.
4. Шутки, которых дети не понимают, также воспринимаются детьми как ложь: «Молодец, возьми с полки пирожок», – ребенок радостный бежит к шкафу и не обнаруживает там никакого пирожка, он приходит со слезами на глазах, чем вызывает взрыв смеха и положительных эмоций у взрослых. Это только в кино маленький мальчик говорит взрослому дяде, который дал ему пустой фантик: «Дядя Петя, ты дурак?» В жизни маленький ребенок не посмеет так сказать маме или папе. Он не понимает, что происходит. В такие моменты он учится лжи, цинизму, черствости.
5. Часто ребенок слышит об отце или о матери из уст бабушки самые нелестные отзывы. В его сознании все четко и определенно. Люди поделены на хороших и плохих. И когда «плохой» отец приходит, а мать, изменившая в силу каких-то причин к нему свое отношение, любезна с ним, ребенок воспринимает это как предательство. И в такие моменты он открыто высказывает свое отношение к происходящему, вызывая недоумение взрослых. Или ребенок меняет свое отношение к отцу – и учится предавать. Сознание ребенка выбирает один из алгоритмов:
- Я хороший, мама хорошая – отец плохой настолько, что одурманил мать. Я выбираю ненависть к отцу.
- Я хороший, мама хорошая, и она может так поступать, лгать, значит, это можно и мне. Я выбираю лживое поведение и предательство.
Ученые выяснили, что лгать человек начинает тогда, когда его мышление достигает определенного уровня развития. А именно тогда, когда ребенок начинает понимать, что окружающие не могут прочесть его мысли, что у него есть свой собственный мир, не доступный восприятию взрослых, и в этом мире он может делать все, что захочется. При нормальном развитии ребенка этот период начинается в 3–4 года. Это время, когда ребенок начинает «хитрить». Эти первые «пробы лжи» на родителях проходят весело и забавно. Родители умиляются и часто подыгрывают малышу.
Ребенок не хочет идти на улицу:
– Мама, я заболел.
Мама искусственно пугается и принимает условия игры ребенка:
– Ну хорошо, на улицу не пойдем, гулять не будем, Мы будем лечиться: пить микстуру, делать уколы.
– А я уже выздоровел.
– Ну вот и хорошо, собираемся на прогулку.
Мама уверена, что это милая игра, фантазии, но на самом деле это первые попытки изменить ситуацию в соответствии со своими желаниями. Родителям нужно знать, что это – абсолютно нормально и, более того, свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, он активен и деятелен. Он пытается сам изменить ситуацию в соответствии со своими потребностями. Вы можете принимать игру малыша, играть по его правилам, только помните, что с каждым днем ребенок совершенствуется в этих играх, он изучает вас, стремится к достижению своей цели, и через год-два вам уже будет сложно отличить, где правда, а где ложь. Но пока то, что взрослые воспринимают как хитрость и ложь, ложью не является.
Первая ложь ребенка – это либо неточность, связанная с особенностями мышления и восприятия окружающего мира, либо попытки изменить окружающую действительность. Ребенок не может предвидеть и планировать. Для него существует только «здесь и сейчас». Если он чего-то раньше не видел, значит, его там никогда не было. Речь ребенка несовершенна, и отдельные неточности относятся к неумелому использованию времени суток; много ошибок с наклонениями, незнание дней недели, времен года, цифр. Когда взрослые уличают, упрекают ребенка во лжи, они не задумываются о том, что это не ложь, а искаженное, неправильное отражение реальности. Ребенок совершенно иначе, чем взрослые, воспринимает этот мир. «Я нашел яйца динозавра!» – кричит ребенок, нашедший в собственном саду гладкие камни. Его уличают во лжи, но для него камни, которых он раньше никогда не видел и уверен, что и вы их тоже никогда не видели, – яйца динозавра! Ребенок не лжет, он несет радостное известие, за которое его наказывают.
Первая сознательная ложь появляется чаще всего от страха быть наказанным. Можно вывести алгоритм возникновения желания лгать у ребенка в возрасте 5–6 лет.
Шаг 1. Ребенка запугивают. Это взрослые рисуют очень неприятные картины: что будет, если….
Шаг 2. Решение задачи: не допустить реализации этих страшных сцен. Мозг ребенка видит только два сценария развития событий. Если родители узнают, что я разбил вазу, то я получу наказание. Если они не узнают – я не получу наказания. Если разбил не я, то я не получу наказания. И ребенок из двух зол выбирает меньшее.
Шаг 3. Наказание за разбитую вазу.
Шаг 4. Выводы ребенка о том, что он плохой. Не потому, что разбил вазу, в этом он не виноват, это произошло случайно. Он плохой, потому что не сумел скрыть факт от родителей. В следующий раз он будет что-то скрывать или лгать искуснее.
В первой лжи ребенка, за которую его ругают и наказывают, виноваты взрослые, но не ребенок. К семи годам ребенок начинает лгать сознательно, но довели его до этого состояния любящие родители и взрослое окружение. Когда же ребенок становится ответственным за свои слова и поступки и когда его можно обвинить во лжи?
Если мы будем анализировать истоки детской лжи, то всегда придем к выводу: дети лгут только для того, чтобы сделать свою жизнь чуть-чуть лучше. Чтобы их не наказывали, чтобы дали подольше погулять, съесть побольше сладостей и не делать уроки.
Когда ложь перестает быть средством психологической защиты от окружающего мира и становится средством удовлетворения потребности, приносит доход, материальное и чувственное удовольствие, – это самая настоящая ложь.
Девина И.А. Правда о лжи // Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог», № 6, М.– 2009, 97 с.