Совместная деятельность музыкального руководителя и учителя - логопеда в работе с детьми старшей группы в рамках ФГТ
>Методические рекомендации Добавить комментарийЕсли говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Помимо коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Целью совместных коррекционных занятий учителя-логопеда и музыкального руководителя является повышение уровня эффективности логокоррекционной работы с дошкольниками, посещающими старшую возрастную группу.
Задачи
На пути реализации поставленной цели педагоги совместно решают поставленные задачи:
- Развитие слухо-речевой памяти
- Развитие речевого дыхания
- Развитие артикуляционной мускулатуры
- Формирование просодической компонента речи
- Формирование лексико-грамматического строя языка
- Развитие связной речи
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется
по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
- структуру речевого нарушения;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;
- Принцип всестороннего воздействия;
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений;
- Принцип наглядности;
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы: оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные |
Образовательно-воспитательные |
Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. |
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. |
Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. |
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмального дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год (см.приложение 1) включает:
- совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
- участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий;
- выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи;
- использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений, поговорок, считалок, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и др.
Во время проведения совместных коррекционных занятий учителем-логопедом и музыкальным руководителем наблюдается единство требований, предъявляемых педагогами. Использование не только наглядности, но и добавление музыкального сопровождения повышает интерес детей к занятию, создает положительный эмоциональный фон, что способствует снижению утомляемости детей, уменьшению отвлекаемости, и соответственно, повышению качества непосредственной образовательной деятельности.
Эффективность коррекционной работы с детьми, посещающими занятия логопункта, определяется четкой организацией и степенью слаженности работы учителя – логопеда и музыкального руководителя, преемственностью в работе с другими специалистами ДОУ.
Материал подготовлен О.Е. Аристовой, Л.А. Растяпиной.