Поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то или чем-то, становится все более распространенным. Можно научиться вести себя в подобных случаях таким образом, чтобы не чувствовать себя беспомощными и разочарованными.
Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют педагога, применяя различные тактики: делать все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени, сдавать незаконченные работы, шуметь в то время, когда остальные работают. Иногда они бормочут ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они могут не считаться с требованиями учителя или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой.
Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти. Они провоцируют учителя перед классом. У педагога может возникнуть чувство, что если он проиграет эту публичную схватку, то в глазах всего класса или даже всей школы останется проигравшим до конца учебного года. Учитель находится всегда под угрозой, под давлением таких возможных ситуаций. И это вызывает тревогу и напряжение.
Поведение учеников, ищущих власти, может иметь активную и пассивную формы.
Активная форма поведения
1. Вспышки негодования. Ученики младших классов и дошкольники демонстрируют свое негодование криком, визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать.
Видели ли вы когда-нибудь ребенка, который бы шел в свою комнату, закрывал двери и затем там устраивал истерику? Или делал это в незаметном уголке сада? Вспышки негодования нужны для манипулирования взрослыми и для достижения желаемого.
2. Словесное негодование. Более взрослые ученики неуважительно и вызывающе отвечают учителю на задание сделать что-то. Учителя могут вспомнить множество примеров. Другой вариант – ученики выдают «синдром адвоката». Эти дети не хамят, они разговаривают в вежливой и дружеской манере, но предлагают абсолютно нелогичные обоснования своего «плохого» поведения. «Можно я не буду делать самостоятельную, а то уже мало времени осталось. Лучше я повторю формулы» или «Можно я не буду отвечать сегодня? Я же отвечал на прошлом уроке, вы же видели, что я знаю эту тему!»
Их дружелюбие часто сбивает с толку, и учитель поддается. Повторные попытки словесной акробатики приводят педагогов в замешательство.
Пассивная форма поведения
1. Тихое непослушание. Ученики, выбирающие пассивное непослушание, избегают «сцен». Они не демонстрируют явную конфронтацию и много не говорят. Вместо этого они улыбаются и говорят то, что мы хотим услышать. А затем делают, что хотят они. Например, на уроке уже 10 минут идет самостоятельная письменная работа, а ученица все еще смотрит в окно. В тетради пусто. Учительница интересуется: «Что-то случилось?» Ученица улыбается и отрицательно качает головой. Когда ее спрашивают, почему лист пустой, она отвечает, что думает. Когда учительница выясняет, собирается ли девочка закончить самостоятельную к концу урока, получает утвердительный ответ. При сборе тетрадей, в тетради ученицы нет ни строчки.
Подобные ситуации часто заставляют учителя усомниться в своих педагогических способностях.
В приведенном примере учитель ориентируется не на действия ученицы, а на ее слова. Слова свидетельствуют о позитивных намерениях, но поступки говорят о том, что ученица не признает авторитет учителя.
Психологи называют поведение, при котором действия и слова расходятся, «неконгруэнтной коммуникацией». Сталкиваясь с подобной ситуацией, люди скорее будут реагировать на слова человека, а не на его действия. Почему мы верим словам, а не действиям? Возможно, потому что педагоги – «люди слов». А может, потому что педагоги – идеалисты и верят, что если человек сказал «Я буду это делать», он сдержит слово. Может, наблюдая поведение, требующее воспитательного воздействия, но не знают сущности воздействия.
Если посмотреть на пассивное властолюбие объективно, надо признать, что дети просто лгут. Но ложь – это громкое слово, отягченное осуждающим смыслом. Особенно если мы применяем его к детям. Поэтому будем говорить о «масках» или «оправданиях», как средствах, которые ученик использует для достижения власти.
3. Оправдание ленью. Например, ученик не сделал домашнее задание на выходные дни. В понедельник он говорит учителю смущенно и грустно улыбаясь: «Извините меня, я не сделал задание. Я, честное слово, собирался сделать его, но оказалось, что я слишком ленив. Но я буду с этим бороться. Честное слово!»
Искренность и самокритичность обычно производят впечатление на большинство учителей. Если бы ученик говорил правду, то это прозвучало бы так: «У меня просто не было настроения в выходные дни делать домашнее задание и я не стал делать его», говоря подобную правду, ученик многим рискует.
Когда ученик использует оправдание ленью, спросите его от кого он унаследовал эти ленивые гены: от отца, от мамы? Используйте юмор, чтобы дать понять ученику, что эта личностная характеристика может быть изменена. Лень – это выбранное поведение. И если разгадать его как пассивное властолюбие, то можно начать работать, чтобы изменить его.
4. Оправдание плохим вниманием. Некоторые молодые люди оправдывают свое «плохое» поведение, ссылаясь на проблемы с вниманием. Петя так рассеян, что вообще не может сосредоточиться на том, что делает класс. Он выглядит совершенно растерянным и беспомощным. Учитель тоже теряется, начисто позабыв, что в свободное время этот ученик часами сосредоточения играет в компьютерные игры.
Как и в предыдущем случае, в этой ситуации проблема выбора, нежели физиологические особенности.
5. Оправдание забывчивостью. «Ой, я забыл это сделать!» – эту фразу учитель слышит тысячу раз на дню. Говоря «Я забыл», ученик на самом деле говорит: «Я отказываюсь». Но еще никого не выгнали из школы за забывчивость!
Забывчивость свойственна большинству людей. Но все мы забываем как приятные, так и неприятные события, а пассивные властолюбцы демонстрируют забывчивость только тогда, когда им это выгодно. Дети, постоянно забывающие делать домашние задания, наверняка помнят программу телевидения на несколько дней вперед или номера телефонов большинства своих друзей.
6. Оправдание физическим состоянием. Если ученик ссылается на плохой слух, зрение, внезапное ухудшение состояния здоровья лишь в ситуациях, когда ему надо выполнить требование учителя, но не жалуется, когда решает даже более сложную задачу по собственному выбору, тогда перед нами, скорее всего, пассивный властолюбец. Проблема здесь не в состоянии здоровья ребенка, а в другом: ребенок просто решил не отвечать.
Конечно, не так уж редко нам приходится обучать детей, имеющих проблемы со здоровьем. Но среди них есть дети, которые пользуются своим особым положением для достижения власти над учителем, как бы говоря: «У меня есть основания делать только то, что я хочу, и не делать того, что сейчас от меня требуется» и есть дети, которые не пользуются особым положением.
Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. – М., 2004.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой.