Игры, развивающие пространственный анализ и синтез у младших школьников
>Методические рекомендации Добавить комментарий
Ориентировка в пространстве является необходимым условием успешного познания и активного преобразования действительности. Умение ориентироваться в пространстве — важнейший компонент и для характеристики общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению. Пространственная ориентировка включает в себя представления о размерах, форме предметов, способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений и умение производить пространственный анализ и синтез. В реальной практике школы выдвигаются высокие требования к уровню развития у младших школьников пространственных представлений и действий. В начальной школе уже широко используются различные графические модели, символические опоры, которые требуют пространственного анализа. Часто у первоклассников из-за несформированности пространственной ориентировки происходят грубые нарушения правил оформления и ведения записей в тетрадях, множество трудностей встречается и при усвоении математических и лингвистических понятий. У детей с ОВЗ в связи особенностями их развития могут быть нарушения пространственной ориентировки и без коррекционных занятий нарушения у этой категории категории не устраняться.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия и умения ориентироваться в пространстве — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (пространственный анализ и синтез). Для корректировки отклонений в развитии ориентировки в пространстве используются следующие упражнения. Иры могут использоваться для индивидуальной и групповой работы с детьми, которые имеют трудности в обучении.
Игра «КВАТРОПАЛИИ» (КРЕСТИКИ-НОЛИКИ) Наряду с развитием пространственных представлений игра тренирует внимание ребенка, формирует навыки логического мышления и комбинаторики..
Материал: игровое поле 7 на 6 клеток.
Количество играющих: 2.
Возраст играющих: от 6 до 15 лет.
Правила игры: правила игры напоминают популярную игру в «крестики-нолики». Каждый игрок поочередно делает ход, ставя в клетке, соответственно, крестик или нолик. Необходимо расположить четыре крестика или нолика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Выигрывает тот игрок, который сумел сделать это первым. Игра начинается с любой клетки самой нижней строчки и идет вверх. Нельзя ставить крестик или нолик, если под ними нет уже нарисованного знака.
Примечание: игра отличается от «крестиков-ноликов» тем, что первый знак ставится в самой нижней клеточке и дальнейшая игра идет снизу вверх, что позволяет ее проводить не только на листе бумаги, но и с помощью специального стенда с клеточками-ячейками, в которые каждый игрок может бросать кружки или квадратики с крестиками. Такой вариант игры доступен дошкольникам. Обязательным условием является то, что ход необходимо делать только там, где под выбранной клеточкой уже стоит либо крестик, либо нолик, что не только усложняет игру, но и требует достаточного уровня развития произвольного внимания.
Игра «КРАСОЧНЫЕ КВАДРАТЫ»
Игра развивает пространственные представления, зрительно-пространственную память, логическое мышление (понятия части и целого), способность к конструированию, мелкую моторику. Материал: игровое поле состоит из 12 больших цветных квадратов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из различных геометрических фигур (рис. 5). Количество элементов, образующих квадрат, определяют сложность задания и позволяют ее варьировать для детей разного возраста.
Количество играющих: от 2 до 6.
Возраст играющих: от 5 до 12 лет.
Правила игры: квадраты распределяются между участниками игры, каждому предлагается внимательно рассмотреть его в течение 2-х минут, затем все составные части вытаскиваются и в перемешенном виде раскладываются на столе. После этого ребенок должен как можно быстрее собрать свой квадрат. Выигрывает тот, кто первым правильно собрал квадрат своего цвета. Для более старших детей можно увеличить количество собираемых квадратов до двух-трех.
Игра «ФУТБОЛ» Игра формирует у ребенка понятия и зрительные представления о ломаной линии, горизонтали, вертикали и диагонали, развивает ориентировку в пространстве, зрительно-моторную координацию, способность к переключению внимания.
Материал: лист бумаги в клетку, в двух концах которого нарисованы ворота размером в 10 клеток. Два цветных карандаша или фломастера.
Количество играющих: 2.
Возраст играющих: 7-12 лет.
Правила игры:
1. Игроки «бьют по воротам» противника, рисуя по очереди линии на бумаге. Длина одного «удара» 3 клеточки.
2. Бить можно по вертикали, по горизонтали, по диагонали, описывая ломаную линию.
3. Пересекать «удары» (линии противника) нельзя.
4. В случае отсутствия варианта удара у игрока, который должен ходить, (если предварительно другой игрок поставил своего соперника в тупик, зажав его своими линиями, которые нельзя пересекать по условию игры), его противник бьет штрафной длиной 10 клеток (по вертикали, по горизонтали или по диагонали) с правом пересечения любого хода.
5. Проигравшим является тот, в чьих воротах окажется мяч.
Примечание. В этой игре нередко возникают споры детей, относительно правильности/неправильности «удара». Желательно, чтобы педагог не торопился бы их разрешать сам, давая возможность детям отрабатывать навыки эффективного взаимодействия и помогая рассматривать каждый спор с разных сторон. Проигрыш в этой игре всегда вызывает очень сильные эмоциональные переживания ребенка, поэтому педагогу необходимо находить способы поддержать проигравшего: «Смотри, тебе остался только один удар до победы!» Или: «Зато тебе удалось 2 раза его «запереть» и т. д.
Ира «ЧЕТЫРЕ КРАСКИ» Игра формирует у ребенка понятие о сопряженных областях пространства, о различных геометрических формах, развивает воображение и зрительно-моторную координацию.
Материал: лист бумаги и 4 цветных карандаша или фломастера.
Количество играющих: 2.
Возраст играющих: 11-13 лет.
Правила игры: начинающий игру чертит какую-то область (очерченную замкнутой кривой произвольной формы) с тем, чтобы его соперник закрасил ее любым цветом. Закрасив, второй игрок подрисовывает к этой области новую и предлагает теперь закрашивать первому, и так ход за ходом, но с соблюдением правила: одноцветные области не должны иметь общие границы. Проигрывает тот, кто «запросит» пятый карандаш, т. е. не может соблюсти правила раскрасок из-за положения, в которое его поставил соперник.
По материалам книг: А. Г. Бочаров, Т. М. Горев, В. Я. Окунь «500 замечательных игр»,,
А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей»
Материал подготовила Ирина Харламова